Translate

вторник, 14 марта 2017 г.

Урок 18. Философия кукольника. Зачем мы создаем кукол? Авторская кукла. Формула собственного “Творческого Я ”.




“My whole philosophy was that through the doll, a little girl could be anything she wanted to be.” –Ruth Handler, creator of Barbie.
«Вся моя философия заключалась в том, что через куклу маленькая девочка могла быть тем, кем она хотела быть». Рут Хэндлер, создатель Барби.

Тема сложная, но чрезвычайно важная и интересная. В начале своего творчества часто не задумываешься над вопросом " Зачем я делаю кукол?". Для других ответ очевиден и прост: - "Это доставляет мне удовольствие и отвлекает от скучных, рутинных будней". И это все? Но это не простой вопрос и ответить на него бывает труднее чем кажется на первый взгляд.



Для начала хотелось бы немного отступить от темы и процитировать Вам слова Лукиной Натальи Валентиновны, преподавателя специальных дисциплин Художественно-бутафорского отделения из Театрально-художественного техникума №60. Взяла я эти строчки из Электронного периодического издания НАУКОГРАД:
"Тем не менее, популярность авторской куклы постоянно растѐт. Многие ошибочно считают, что сделать куклу очень просто, записываются на мастер-классы и сомнительные курсы, которые выпускают кукольных “мастеров” в огромном количестве. К сожалению, количество не переходит в качество. И в настоящее время сложилась ситуация, когда люди, только-только научившиеся изготавливать куклы, позиционируют себя, как художников-кукольников и мастеров кукольного дела. Они открывают свои собственные курсы и пытаются обучать всех желающих. Среди них много случайных людей, не имеющих художественного образования и творческих способностей. Это привело к тому, что общий профессиональный уровень кукольников резко снизился. Ведь «на самом деле, как сформулировал А.Франс, «у искусства только два врага: художник, не являющийся ремесленником и ремесленник, не являющийся художником, но мнящий себя таковым». [2, 18]
В связи с этим на многочисленных кукольных ярмарках, в том числе международных, и на страницах кукольных журналов мы видим бесконечное количество похожих друг на друга однообразных работ, не представляющих ни какой художественной ценности. В то же время, работы профессиональных художников «отличает вкус, изящество, тонкость линий, безупречная роспись, изысканность образов – всѐ, что делает куклу настоящим произведением искусства». [4, 6]
Это происходит потому, что известные художники – люди не случайные в искусстве. Практически все знаменитые и успешные мастера имеют специальное художественное образование. Среди них, конечно, встречаются люди с техническим образованием, но это редкое исключение, подтверждающее правило."

Прочитайте пожалуйста полностью вот здесь.




"Surviving" Выжившая Марины Бычковой.


«Трагический образ этой куклы — дань тем женщинам, которые, несмотря на столь тяжёлую болезнь, сохранили мужество и выжили всем смертям назло. Это так же и дань тем, кто не смог победить…. Я прошу — берегите себя, следите за своим здоровьем, делайте маммографию хотя бы раз в год. В образе заложен и мой личный страх перед этой страшной болезнью, моё ясное понимание того, что однажды мне могут сказать: «У вас рак груди». Я могу только надеяться быть столь же храброй как те, кто столкнулся с этим недугом. Должна признаться, что это особая работа. Я её сделала давно и поставила на полку. Уж слишком больная тема. Каждый день я смотрела на неё и думала: «Правильно ли я делаю, вторгаясь в мир людей, которые пережили такое??? Правильно ли награждать куклу такой судьбой?». Казалось, что кукла действительно пережила операцию и растерянно смотрит на меня — я не знаю, что мне делать с ней дальше, а она не знает, что её ждёт. Так, день за днём, месяц за месяцем мы переглядывались, и вот я почувствовала, что она не просто готова пойти в мир — она радуется жизни, она полностью здорова, она победила!»
Марина Бычкова


После прочтения Вам станет более понятно почему каждая кукла должна нести в себе заложенную глубокую идею, передавать заложенную автором ценную мысль. Куклы, скульптура это средство которое помогает наглядно показать другим людям то что мы хотим до них донести. Так воспользуемся этим доступным нам средством чтобы сделать окружающий нас мир лучше!


К примеру я так же как большинство кукольников не задумывалась зачем я создаю своих кукол и скульптуру животных. Но постепенно со временем сами мои творения стали подталкивать меня к осознанию ответа на этот вопрос. Сначала они изменили мою собственную жизнь. Об этом я рассказывала вот здесь.
Теперь же работая над куклой или зверем я ставлю себе задачу показать зрителям: - “Смотрите ведь эта птица является величайшим творением созданным Природой, лучше и совершеннее всех полотен художников которыми Вы люди восхищаетесь. Природа создала ее, но мы с вами люди относимся к ним как к должному и не ценим эти творения. Не бережем их, варварски относимся к среде их обитания. Почему вы так много сил и средств отдаете на совершенно не нужные вещи? А ведь они слишком хрупкие и не вынесут долго такого издевательского обращения, они вымрут так же как многие другие виды животных. Очнитесь люди! Не загрязняйте среду обитания этих прекрасных существ. Ведь мы живем рядом с ними. Зачем мы убиваем их и себя своими действиями? Посмотрите ведь животные такие же умные и совершенные как мы с вами. Они также создают свои семьи и выращивают потомство. Представьте их на нашем месте, вот вам куклы антропоморфы чтобы Вам было легче это сделать. Считаете что человек самый умный и совершенный на планете Земля тогда поставьте себя на секунду на их место, "влезьте в их шкуру" возможно вам легче будет сделать это глядя на моих кукол полу-людей. Может хоть кто-то после просмотра задумается что творится вокруг нас, очнется от неведения, поделится своим открытием с другими. Именно это движет мной когда я создаю своих кукол и животных. А ведь если я не докричусь до людей через своих созданий может так статься что они будут тем немногим изображением которое останется от этого вида и будут напоминанием об ужасной утрате будущим поколениям людей.“
  Поэтому в своих работах я должна стремиться к наибольшему реализму, но также не упускать доступность моих работ и чтобы процесс их создания был наиболее безвреден для окружающей среды.

  Свято веря в свою идею я стараюсь сама приносить наименьший вред окружающей меня среде. Поэтому я не использую в своей работе мех настоящих животных, очень стараюсь избежать также натуральной кожи. Использую имеющиеся материалы до последнего маленького кусочка прежде чем закупить новые. А так же использую ткани не новые, а ранее бывшие вещами но вышедшими из моды. У всех у нас полно ненужных вещей и каждый должен знать с каким трудом эти вещи были созданы кем-то. Ведь именно экономия убережет нас от экологической катастрофы. Поэтому повторное использование некоторых материалов я считаю не вынужденной мерой, а нужной необходимостью.
Пишу Вам все это и думаю, что не достаточно показываю людям ценность живых существ. Нужно мне немного изменить тактику, создавать больше тех видов животных которых уже не стало на нашей планете по вине человечества. Да при этом конкретно указывать и рассказывать почему и как это произошло.




Снежный барс исчезающий вид.
Мягкая скульптура 2014 год, продан.

Скорее всего на меня так же влияет ваше мнение и немного задевает когда люди начинают отписываться из за того что я долго не создаю готических кукол. Эту тему я так же люблю и стараюсь не запускать надолго, но скорее всего из за того что я не могу делать кукол и животных в рамках только одной темы придется отодвинуть тему готики к более подходящему времени - к Хэллоуину. Надеюсь на Ваше понимание.

Надеюсь после всего написанного Вы задумаетесь зачем вы делаете своих кукол и будете не просто делать красивых куколок, но также наделять свое творчество более глубоким смыслом. И для завершения хотела бы чтобы вы прочитали сказку моей коллеги по творчеству Юлии Берг RatBerry "Сказка про Завтра/Философия Кукольника".

Пожалуйста делитесь со мной своим мнением --> fantasy-dolls-zlata@gmx.de  Возможно это послужит для меня вдохновением на тему нового урока!

Предыдущие уроки ищите по тегу → Уроки "Формула собственного “Творческого Я”"
*********************************************************


Если Вы хотели бы наблюдать за созданием персонажей над которыми я работаю в данный момент, то это можно сделать в моем instagram , в группе моих кукол вКонтакте или на их странице в facebook.